Археология в музейном пространстве: опыт работы с посетителем
Татьяна Валерьевна Гончарова, мл. научный сотрудник, Аполлинария Станиславовна Строгалова, ст. научный сотрудник, Музейное объединение «Музей Москвы», отдел «Музей археологии Москвы» (г. Москва)
Археологический памятник: вопросы его презентации на территории и в экспозиции. Из опыта ГМЗ «Царицыно»
Александра Георгиевна Герасимова, кандидат искусствоведения, зав. научно-исследовательским отделом, Государственный музей-заповедник «Царицыно» (г. Москва)
Археологические выставки Музея Москвы: изучение, публикация, популяризация результатов археологических исследований
Актуальной задачей современного музея является не только комплектование археологических коллекций, хранение, постановка на учет (и включение в Музейный фонд РФ) и введение в научный оборот, но и максимально своевременная презентация нового археологического материала широкой публике. Этим задачам отвечает выставочная работа отдела «Археология» Музея Москвы. Ежегодные археологические выставки последних лет – разные по формату и по объему (от 50 до 15000 экспонатов) ставили не только научные и просветительские задачи. Выставка 2022 года «Защитники Щербинского» позволила активизировать общественный резонанс после разрушения этого дьяковского городища и способствовала сохранению оставшейся части памятника.
Также в музее был апробирован формат выставки-инклюзии в долговременную экспозицию, в котором стало возможно расширение тематического показа, создание новых очагов притяжения для постоянных посетителей музея.
Доклад «Археология в музейном пространстве: опыт работы с посетителем»
Доклад посвящён проблемам популяризации археологии в современном музее, а также принципам построения археологической экспозиции на примере Музея археологии Москвы. Сотрудники расскажут, какие частые вопросы на тему археологии возникают при работе с посетителем, а также поделятся вариантами решения данных сложностей на примере проводящихся в музее интерактивных программ. Затрагиваются и вопросы экспонирования археологических находок, и контакт гостей музея с этими предметами: визуальный и даже тактильный.
Археологические выставки Музея Москвы: изучение, публикация, популяризация результатов археологических исследований
Актуальной задачей современного музея является не только комплектование археологических коллекций, хранение, постановка на учет (и включение в Музейный фонд РФ) и введение в научный оборот, но и максимально своевременная презентация нового археологического материала широкой публике. Этим задачам отвечает выставочная работа отдела «Археология» Музея Москвы. Ежегодные археологические выставки последних лет – разные по формату и по объему (от 50 до 15000 экспонатов) ставили не только научные и просветительские задачи. Выставка 2022 года «Защитники Щербинского» позволила активизировать общественный резонанс после разрушения этого дьяковского городища и способствовала сохранению оставшейся части памятника.
Также в музее был апробирован формат выставки-инклюзии в долговременную экспозицию, в котором стало возможно расширение тематического показа, создание новых очагов притяжения для постоянных посетителей музея.
«Викинги. Путь на Восток». Опыт создания монографической выставки
Эпоха Викингов длилась с конца VIII до середины XI века. В эту эпоху «люди севера» – норманны, своими неожиданными и жестокими набегами наводили ужас на жителей Западной Европы. В Восточной Европе они сыграли совсем иную роль. Здесь выходцы с территории Скандинавии искали новые места для поселения и, самое главное, новые дороги – дороги к богатству и славе, главным ценностям эпохи. Византийская Империя и Арабский халифат являлись воплощением сказочной роскоши для варварского населения северной периферии Европы. Постепенно пространство Восточной Европы превратилось в сеть трансъевропейских торговых путей, ведущих к этим центрам цивилизации раннесредневекового мира.
Выставка «Викинги. Путь на Восток» была организована и проведена Государственным Историческим музеем с 2.06.2021 г. по 10.01.2022 г. при участии Государственного Эрмитажа, Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, а также музея кафедры археологии исторического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
Автор концепции выставки В.В. Мурашева.
В рабочую группы выставки были объединены сотрудники нескольких отделов ГИМа:
Ранее Исторический музей уже проводил похожие по своей тематике выставки: 1996 г. «Путь из варяг в греки и из грек…»; 2012 г. «Меч и златник»; 2015 г. «Креститель Руси. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира».
Актуальность выставки. Несмотря на свою длительную историю, в отечественной науке и публицистике не прекращается дискуссия по «норманнскому вопросу» – о роли выходцев из Скандинавии на территории Восточной Европы в эпоху образования Древнерусского государства.
Целью выставки является монографический показ комплекса материальной культуры скандинавов эпохи, осваивавших речные пути Восточной Европы и ставших частью древнерусского общества. Основа экспозиции – богатейшие коллекции Исторического музея, дополненные экспонатами из Эрмитажа и музея Старой Ладоги. Показ живой жизни с ее домашним бытом, агрессией и войной, ремеслом и религией – главная составляющая выставки.
Осваивая речные пути, скандинавы втягивали местное, прежде всего, славянское, население в военные походы и торговые операции, что способствовало формированию местной элиты, частью которой они стали. Здесь, на территории Восточной Европы сформировался особый мир, специфическая материальная культура, соединившая в себе восток и запад, северо-европейский меч и кочевническую саблю. Скандинавский «флер» стал непременной частью культуры раннегородских центров Древней Руси, возникших, прежде всего, на речных путях.
При создании выставки использовался традиционный для Исторического музея иллюстративно-тематический метод, когда посредством музейных предметов и вспомогательных экспонатов (изобразительных материалов, реконструкций, сопроводительных текстов, электронных технологий и т.д.) раскрывается конкретная научно-популярная тема или проблема.
В центральной части зала выставки была выстроена модель корабля викингов (драккара), образующая ось всей экспозиции, и имитирующая движение с севера на юг.
В структуре выставки восемь разделов:
1. Речные пути Восточной Европы – дорога на Восток и в Византию
2. Корабль – центральный образ выставки
3. Воинская культура
4. Язычество и погребальный обряд
5. Дом и быт
6. Ремесло
7. Гибель богов – конец эпохи
8. «Народы Восточной Европы»
Каждый раздел также включал в себя несколько тем. Для каждой темы создавались витринные комплексы, объединяющие соответствующий набор предметов. Например, раздел «Воинская культура» состоит из двух тем: «Вооружение и доспех» и «Складывание всаднической культуры». Соответственно тему «Вооружение и доспех» иллюстрируют витрины, в которых собраны предметы вооружения Эпохи викингов: мечи, боевые топоры, наконечники копий, щитовые заклепки, умбоны, шлемы и т.д.
Информационное сопровождение выставки включало в себя: экспликации к каждому разделу; расширенный этикетаж, мультимедийные материалы к каждой теме (фильмы и презентации на мониторах); цитаты источников – «Голос эпохи»; реконструкции; аудиогид.
За время работы выставки общее количество посетителей 28 857 человек. На выставке было проведено 340 экскурсий и образовательных мероприятий, продано 1098 аудиогидов.
Свияжский Музей археологического дерева «Татарская слободка»: структурные принципы экспозиционного решения»
Археологический музей в Свияжск был создан в результате активных археологических исследований в рамках реализации крупномасштабного Комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и древний Болгар» (2010-е гг.).
Культурный слой Свияжска богат археологическими находками разных эпох. В нижней части средневекового города у слияния рек Щуки и Свияги, на исторической территории посада, в период XVI–XVIII вв. на площади около 8 га сформировался уникальный по своим физическим свойствам «влажный» культурным слоем. В его толще сохраняются недолговечные в обычных условиях предметы из органики (дерева, кожи, шерсти и т.п.). Во время проведенных в 2011–2015 гг. археологических работ стало выявление остатков деревянной средневековой застройки и вещевого комплекса материальной культуры XVI–XX вв. на площади около 2100 кв.м.
С 2015 г. началось строительство здания археологического музея общей площадью более 2500 кв.м. Массивное сооружение декорировано под естественный холм, чтобы не нарушать целостность архитектурно-природного ландшафта Свияжска. Музей был открыт в 2018 г.
В новом музее реализована оригинальная концепция средового экспонирования средневековой городской деревянной застройки. В основе замысла – идея создания археологической экспозиции, в состоянии, максимально приближенном к insitu, состоящей из обнаруженных в результате раскопок остатков деревянной посадской застройки Свияжска, характеризующей градостроительство, историческую топографию, городские усадьбы XVI–XVII вв.
В создании музея участвовало более 10 организаций, в том числе Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, Институт археологии им.А.Х.Халикова Академии наук Республики Татарстан, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Творческое объединение «Самрух» и др. Художники-проектировщики музейной экспозиции – И.Н. Артамонов, А.П.Леухин.
Центральную часть экспозиционного зала занимает зона археологического раскопа площадью 900 кв.м. В нем ярусно представлены три строительных периода деревянной городской застройки Свияжска XVI–XVII веков, в которых расположено более 40 деревянных конструкций (жилых и хозяйственных построек, оград и дворовых настилов) из около 800 единиц деревянных элементов. Для удобства и зрелищности осмотра над зоной раскопа для посетителей проложена стеклянная «тропа».
По периметру зала, вокруг раскопа, располагается тематическая экспозиция, которая состоит из трех разделов: «Деревянное зодчество средневекового Свияжска»; «Реставрация и консервация археологических артефактов»; «Занятия и быт населения посада Свияжска XVI–XVII веков». Разделы построены на основе систематических экспозиционных комплексов. В зоне открытого хранения на стеллажах размещены 2500 единиц археологического дерева.
Экспозиция имеет насыщенный информационно-мультимедийный контент – около 20 демонстрационных и интерактивных терминалов, в том числе видеофильмы, посвященные строительству здания, хроники ведения археологических исследований в 2011–2014 гг. на раскопе «Татарской слободки», работы реставраторов по сохранению археологического дерева, создание музейной экспозиции.
Наряду с раскопом, зрелищным стержнем экспозиции музея является анимированное мультимедийно панно «Свияжск XVII века» протяженностью 25 метров. Это реконструкция облика города и его повседневной жизни на основе исторических источников, выполненное как монументальное художественное произведение (автор – художник Р.Т.Сафиуллин), соединяющее традиционные техники изобразительного искусства, анимацию и компьютерные технологии. Панно содержит 450 персонажей, объединенных в 40 сюжетных линий. Панно способствует созданию у посетителей ощущения присутствия в живой среде, преодолевая традиционную «отчужденность» археологических артефактов. включает
В 2019 г. Музей археологического дерева «Татарская слободка» был отмечен престижными знаками международного признания: Премией Международного научного комитета ИКОМ по аудиовизуальным технологиям в Шанхае и номинацией «Лучший Европейский музей года» Европейской музейной академии.
Комплексный подход к созданию экспозиции предметов археологии
Проблематика. 1. Археологическое наследие — это актуально, но не всегда понятно, не зрелищно и недостаточно привлекательно для посетителей экспозиции. Данный предмет нередко воспринимается как помеха в деле благоустройства города, профессионалы склонны переоценивать значимость археологических объектов. Способы презентации и интерпретации археологических материалов в музеях балансируют между научностью и профанацией. 2. Большое количество археологических находок имеют неудовлетворительную сохранность, что часто мешает зрителю идентифицировать экспонат. Многие предметы бытования незнакомы современному человеку, они устарели или вышли из обихода. Презентация предмета без контекста времени и ареала бытования затрудняет восприятие информации. Способы решения. Что бы донести до посетителей ценность предмета, его значимость для истории, в музейном деле применяются различные средства. 1. Воссоздание среды с помощью объемных панорам, макетов, моделей. Воспроизведение может выполняться и в отличных от оригинала масштабе и технике, но при этом давать верное о нем представление. Изготовление специальных муляжей, слепков, репродукций позволяет посетителям прикоснуться к предмету, ощутить вес и фактуру. Воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, т.е. предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейного предмета (копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы) помогают восполнить утраты (недоступность) оригинала. Нет потребности в соблюдение особого режима хранения и специальных мер защиты для уникальных музейных экспонатов, для демонстрации крупногабаритного предмета нет нужды в обеспечении необходимой площади. 2. Графическое дополнение к демонстрации предмета через рисунок, фотографию. Эффективно при больших утратах в предметах экспонирования, масштабировании (например: очень маленький предмет). Рассказать о принципе работы или устройстве экспоната. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся научновспомогательные материалы – карты, схемы, диаграммы, таблицы и др. 3. Экспозиция с аудиовизуальными средствами: экран, проекция, колонки направленного звука, музейный мононаушник, световые эффекты. Данные технологии создают эффект погружения, вносят разнообразие в способы подачи информации. 4. Мультимедиа: тачскрины с контентом, электронные этикетки, бесконтактный сенсорный контроль. Позволяют гостям музея в игровой форме усвоить материал, познакомиться ближе с предметом или углубленно изучить тему.
Археологическое наследие: методы представления и экспонирования. Государственный музей-заповедник «Куликово поле»
В последнее время набирает популярность профессия «археолог». Мы видим интерес со стороны музейного посетителя не только к древним артефактам и наследию прошлого, но и к самой профессии, к специалисту.
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» с момента своего образования представляет посредством экспозиций или выставок, прежде всего, археологические материалы. Это обусловлено несколькими факторами:
- основополагающее событие – Куликовская битва.
Знания и факты о Мамаевом побоище основаны не только на исторических, но и археологических материалах. Именно, археологические исследования поля сражения позволили подтвердить местонахождение битвы, а также восполнить ранее неизвестные или уточнить спорные моменты истории.
- Тульская археологическая экспедиция.
В состав Государственного музея-заповедника «Куликово поле» входит Тульская археологическая экспедиция, отметившая свое 30-летие в 2021 году. Приоритетными направлениями работ Тульской археологической экспедиции являются сохранение и изучение истории региона, исследования памятников археологии, и спасательные работы на месте строительства новых кварталов города.
Находки археологов ежегодно пополняют Музейный фонд Российской Федерации, постоянные экспозиции Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Туле и на Куликовом поле, демонстрируются на выставках в стенах музея и за его пределами.
- Состав фондовой коллекции.
Около 85% всей фондовой коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле» составляет фонд «Археология». За годы полевой работы был накоплен богатый материал по истории региона, который требует не только научной интерпретации, но и публичного представления.
Обилие материала и наличие научных сотрудников позволяет представить музейными средствами практически любой период истории и разнообразие тем.
Археологические материалы являются достаточно сложными с точки зрения экспонирования и представления музейному посетителю. Это касается не только необходимости соблюдения определенного набора требования к условиям экспонирования, но и его интерпретации для восприятия посетителем.
Несмотря на привлекательность археологических материалов для экспонирования, необходимо осознавать и сложности при его представлении. Современный посетитель не просто созерцатель, он – участник процесса познания. Сформировать интерес у музейного посетителя можно при условии включения его в процесс изучения артефакта.
Для формирования подобного интереса необходимо:
- наличие подлинных предметов - обширная интерпретация («все обо всем») - реконструкции и макеты (самого предмета или процесса, элементов которого он является) - объемные тактильные копии (возможность прикоснуться к артефакту) - мультимедиа
1.Экспозиции, основанные или частично построенные на представлении археологического материала
- Музейный комплекс «Куликово поле» (экспозиционная площадь – 1500 кв.м., 2 745 экспонатов) - Музейный комплекс «Дон. Вся история на берегах одной реки» (экспозиционная площадь – 200 кв.м., 1 098 экспонатов) - Музейно-выставочный центр «Тульские древности» - Экспозиция «10 000 лет до Тульского Кремля» (Представительство ГМЗ «Куликово поле» в Музейном квартале г. Тула)
2.Выставочная деятельность:
В рамках музея (выставочные пространства)
На площадках музеев-партнеров
Государственный музей-заповедник «Куликово поле» ведет активную выставочную деятельность как в рамках своего музея, так и за его пределами с помощью выездных проектов.
Это позволяет обеспечить сменяемость проектов, поддержание высокого интереса к самому музею и его деятельности, формирование тенденции «возвратного посетителя», тиражируемость тем и актуальное представление фондовых коллекций.
Выездные выставочные проекты на площадках музеев-партнеров позволяют охватить посетителя, которые в силу разных факторов (прежде всего, расстояния) не могут посетить музей на Куликовом поле и другие экспозиции. Такие проекты становятся «местом встречи и знакомства» с Государственным музеем-заповедником «Куликово поле» и нашими проектами, результатами научных исследований и фондовыми коллекциями.
3.Археология детям
В 2021 году было открыто Интерактивное пространство «Археология» в Музейном квартале города Тулы. Это уникальная площадка, совместившая в себе интерактивную экспозицию «10 000 лет до Тульского Кремля», лабораторию археолога, историческую публичную библиотеку, ресторан исторической кухни «Вкус к истории» и выставочный зал.
Интерактивная экспозиция «10 000 лет до Тульского Кремля» – это занимательный археологический музей, рассчитанный на детей и взрослых, специально предназначенный для семейного посещения. Подлинные археологические предметы, игры и задания помогут пройти путь длинной в десять тысяч лет и почувствовать себя одновременно и древним человеком и археологом-исследователем.
В рамках работы над интерактивным музеем была издана серия познавательных книг «10 000 лет» для детей и родителей с заданиями, которые позволяют глубже погрузиться в мир истории и археологии, а также закрепить знания, полученные при посещении музея.
Это новое культурное пространство в центре Тулы позволило создать в одном месте уникальную локацию для общения людей, занимающихся историей и археологией, и людей, желающих сделать свой досуг познавательным.
4.«Лицом к лицу» со специалистом.
Зачастую научные сотрудники скрыты от глаз музейного посетителя. Мы видим лишь результаты их исследований в рамках выставок и экспозиций. Но знакомство со специалистом, нюансами профессии позволяет нам заглянуть в закулисье музейной жизни.
Имея такой запрос, Государственный музей-заповедник «Куликово поле» в 2020 году открывает Научный центр «Археология и реставрация», который включает выставочный зал и несколько павильонов для образовательных программ.
Выставочный зал стал площадкой для представления уникальных археологических коллекций, результатов новейших исследований и последних поступлений в фонды музея-заповедника. А также для организации археологических выставочных проектов музеев-партнеров. Например, выставка «Дом в палеолите» Археологического музея-заповедника «Костёнки», открытая в 2022 году.
Образовательные павильоны позволяют организовывать тематические встречи и научные лекции с археологами и реставраторами Государственного музея-заповедника «Куликово поле», специалистами из других музеев и научных центров.
Также созданы интерактивно-образовательные программы, которые позволяют ближе познакомиться с профессией археолога и реставратора, изучить артефакты и погрузить в историю.
5.Современные технологии
В 2022 году Государственный музей-заповедник «Куликово поле» подготовил проект в формате виртуальной реальности «VR-археология: тайны Куликова поля».
Совместный проект РИА Новости и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» создавался при поддержке МинкультаРФ в рамках подготовки к празднованию в 2030 году 650-летия Куликовского сражения.
Продукт виртуальной реальности позволяет пользователю почувствовать себя археологом, оказаться на Куликовом поле в составе экспедиции. А найденные артефакты, в результате игрового сценария раскрывают свои тайны и погружают в историю Куликовской битвы.
Новые медиа позволяют привлечь к теме археологии одного из самых «сложных» музейных посетителей – молодежную группу.
Опыт работы Музея истории Кронштадта в области репрезентации. Обзор коллекции музея
В последние десятилетия проблема сохранения подводных объектов культурного наследия и связанных с ними коллекций предметов становится всё более актуальной. Акватории водных объектов содержат большое количество памятников, связанных с деятельностью человека. Финский залив – уникальное место, глубины которого хранят тысячи подводных объектов, которые аккумулировалась здесь в течение сотен лет. Опреснённая течением реки Нева, водная среда залива, создаёт уникальные условия для сохранения предметов, изготовленных из органических материалов. Музей истории Кронштадта совместно с Центом подводных исследований Русского Географического общества ведёт работу по сохранению репрезентации предметов подводной археологии. Коллекция хранящихся в фондах музея насчитывает более 500 экспонатов, датируемых концом XVII – серединой ХХ века.
Краткие тезисы выступления:
- История возникновения археологической коллекции музея - Опыт сотрудничества с Центром подводных исследований РГО - Обзор коллекции предметов северогерманского (Любекского) торгового судна «Архагел Рафаил», 1724г. - Современное состояние экспозиции.